Школа - обучение для рабов

Печать
Педагогика

Почему наша образовательная система с таким усердием убивает творческие начала каждого ученика? Неужели, идеальным членом общества является только учёный?

Каждый ребенок по своему уникален. Каждый - талантлив. Вот только школа не признает индивидуальность. Все должны мыслить одними категориями, выполнять одинаковые задания и вырастать послушными, я бы даже сказал покорными членами общества. 

У детей есть одна отличительная способность - дети умеют рисковать! Даже когда они в чем-то не уверены, они все равно пробуют, не боятся совершить ошибку. Творить и ошибаться — не одно и то же, однако нам известно, что тот, кто не готов ошибаться, не способен творить. Но когда дети вырастают - они перестают рисковать, им становится страшно совершать ошибки. Вся система образования построена на нетерпимости к ошибкам.

Школа убивает в детях все творческие начала. Все должны быть одинаковыми: ходить в одинаковой форме, посещать одинаковые занятия, и по сути, что самое страшное, выражать одинаковые мысли! Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками; проблема заключается в том, чтобы остаться художником повзрослев. 

Всех нас неоднократно предупреждали:

Именно по этому, всех нас заставляли учить биологию (я до сих пор не понимаю, для чего информацию о всяких там пестиках-тычинках у растений, о подтипах хордовых, о инфузориях туфельках), математику и физику. Очевидно же, что каждому из нас суждено стать именно Математиком, биологом или физиком. Хотя по факту, занятия танцами гораздо полезнее (эмоциональная разрядка, творческий подход, дополнительные физические нагрузки, в конце концов), чем занятия той же биологией (при условии, что ребенку не интересна биология). Почему всех подводят под одну гребенку? В результате, действительно талантливые люди не считают себя таковыми, потому что никто не дорожит их любимыми занятиями. К тому же - их все время заставляют заниматься тем, что им не по душе, соответственно, они гораздо слабее выглядят на фоне тех, кто действительно любит математику, физику, биологию и тд и тп. Но не может же это продолжаться вечно? Уже сейчас образовательная система переживает один из глубочайших кризисов. Если раньше, наличие диплома о высшем образовании практически обеспечивало достойную работу, то сейчас, дипломированные специалисты вынуждены работать официантами, менеджерами по продажам, мальчиками и девочками - подай-принеси. Все от того, что у нас слишком много "учебных" ребят и девчёнок, которые мыслят одинаковыми категориями и действуют по одинаковым шаблонам. Шаблонное мышление - самая страшная вещь, которой награждает нас школа. Детей не учат находить альтернативные варианты решений, детей не учат задумываться над тем, насколько полученный ответ оптимален. Получил ответ - хорошо, поехали дальше. И никого не интересует, что есть еще 150 разных ответов, подходов, вариантов, о которых никто даже не задумывался. 

2+2=4 - это только частный математический случай, который довольно редко встречается в реальной жизни. Быть может 2 яблока плюс 2 груши еще дадут нам 4 фрукта, но скажем, два волка и два кролика дадут нам двух сытых волков. А два кролика и два кролика могут дать в результате сколько угодно кроликов. Но если человек привык, что решение может быть одним, он очень часто находит только одно решение, которое хоть как-то подходит по условию, и останавливается. А между тем, останавливаться рано. Перебрав все очевидные решения вы обязательно выйдете на новый уровень, и тогда, вам предстоит выбирать из еще 20-30 различных вариантов. Самое главное - не останавливаться, найдя одно решение, подходящее под условие задачи. Как по мне, главной целью образования является не набор конечных шаблонных знаний. Главной целью должно быть предоставление инструментария, который поможет в ходе решения абсолютно РАЗНООБРАЗНЫХ задач. По-моему, совершенно зря в школе не преподают психологию. Это одна из немногих наук, которая может дать практические решения, которые с легкостью переносятся в реальную жизнь, в отличии от целого ряда школьных дисциплин.

Один из самых вредных стереотипов, прививаемых школой - это отношение к окружающему нас миру как к правильному и логичному. А это совсем не так. Мир - это не застывшая конструкция, а постоянно изменяющийся поток. То, что сегодня кажется нам очевидным, еще совсем недавно воспринималось в штыки. Через сто лет люди будут поражаться, как это люди 21 века не додумались до простейших вещей. Ставить под сомнение вещи, которые всем кажутся правильными - это отличная тренировка воображения, которая способствует генерации новых идей. Однако, пускай школьник поставит под сомнение постулат о том, что 2+2=4. Садись, два!

В принципе, все вышесказанное можно охарактеризовать следующими словами: школа очень сильно устарела. Почти всему самому важному в жизни - умению дружить и любить, способности работать сообща, желанию узнавать новое и умению отстаивать свою точку зрения ребенок учится не в школе. Дети приходят в первый класс с горящими глазами, а потом, им становится скучно, интерес угасает. Повторюсь, школе нужно учить не столько знанию, сколько пониманию. В моей идеальной школе отсутствует деление по возрасту (пускай в младшей школе оно присутствует, но переходя в среднюю - нет). Школа отвечает только за базовый уровень знаний - верхний предел и направление - никак не ограничивается. Нужно отказаться от концепции преподавания, ориентированного на средний уровень по классу. Это существенно тормозит талантливых детей, затягивает процесс и для всех остальных. Пускай занятия будут разбиты на разные уровни знаний. Ребенку лучше даются языки - он посещает занятия для 5-го уровня, с математикой хуже - занимается по второму уровню. Литература дается еще лучше - он просто переходит в другой поток. Невозможно быть лучшим во всем, но важно, чтобы ребенок развивался с максимальной скоростью. Важно, чтобы ему было интересно, чтобы у него постоянно горели глаза. Школьное образование устарело. Оно - неинтересно. И проигрывает телевизору и компьютеру. А это - очень большая проблема нашего общества. Ребенок должен получать удовольствие от учебы. Если ему будет интересно узнавать новое, дальше, он сможет научится всему сам.